![]() |
Последний рязанский рыцарь6 апреля 2020 В Шилове поставили памятник последнему рыцарю 20-го века, провели всероссийскую конференцию, имя поэта присвоили местной библиотеке. В годовщину смерти Николая Гумилева здесь проходят памятные мероприятия, шиловские школьники хорошо знают его стихи.
Николай Гумилев, основоположник акмеизма, отважный исследователь Африки, герой Первой мировой войны, последний рыцарь Серебряного века, — личность настолько яркая, что споры о нем ведутся по сей день. Вместе с тем он является одним из самых забытых поэтов России. Гумилева реабилитировали почти 30 лет назад, но в его биографии до сих пор сплошь белые пятна. Так, мало кому известно, что у знаменитого поэта рязанские корни.
Желудевская династия Старинное рязанское село Желудево до революции было чем-то вроде сегодняшнего райцентра. Уже в советское время оно уступило позиции соседнему Шилову. В центре села сохранилась та самая церковь, в которой священниками служили прадедушка и дедушка Николая Гумилева, в ней частенько бывал отец поэта. О том, что корни знаменитого поэта желудевские, здесь узнали в 90-е, уже после реабилитации Гумилева.
Шиловский краевед Александр Николаев занялся поисками рязанских предков Николая Гумилева в далеком 1986 году, после публикации в журнале «Огонек» статьи о реабилитированном поэте. Там было написано, что его отец Степан Яковлевич родился в семье священника желудевской церкви. К сожалению, констатирует Александр Николаев, узнать что- то было уже поздно.
Те, кто мог хоть что-то помнить о семье священников, до этого времени не дожили. Сегодня разрушенная усадьба Луниных-Ричи в центре Желудево и уничтоженное в советское время кладбище можно назвать символами непредсказуемой российской истории. Дорогу в селе в прошлом веке проложили прямо над могилами. Мы можем только предположить, что дед и прадед знаменитого поэта Николая Гумилева были похоронены неподалеку от церкви, в алтарной части.
В желудевской школе есть небольшой музей, его руководитель Марина Семенская не первый год занимается поисками информации о Николае Степановиче Гумилеве. Вот только выяснить, увы, удалось немногое. Точно известно лишь одно: несколько поколений предков Гумилева служили здесь в Христорождественской церкви, построенной в селе Петром Михайловичем Луниным. Ни письменных, ни устных свидетельств местоположения их дома найти не удалось. Нет и доказательств того, что сам Николай Степанович Гумилев бывал в Желудево. Косвенным свидетельством того, что он поддерживал связи с многочисленными родственниками отца, является найденная в Желудево шпага Михаила Михайловича Чичагова, боевого командира Гумилева.
Впрочем, уверена Марина Семенская, отец поэта Степан Яковлевич очень любил Рязанскую землю и, по воспоминаниям современников, частенько привозил своих детей на родину отца.
Желудевских школьников и школьниц в невероятной истории знаменитого земляка больше всего привлекают его экспедиции в Африку, и это неудивительно: маршрут, которым прошел поэт, так никто и не смог повторить — это смертельно опасно. А этнографическая коллекция, которую он собрал, находится на 2-м месте по значимости после собрания знаменитого русского путешественника Николая Миклухо-Маклая. Вот и получается: от Желудево до Африки — рукой подать!
Вся власть — друидам? Революционные события 1917 года он воспринял как сигнал к строительству нового мира, мира, в котором власть, уже перешедшая от купцов к париям, вернется к друидам и поэтам, хранителям древних знаний.
Земля забудет обиды, Всех воинов, всех купцов, И будут, как встарь, друиды Учить с зеленых холмов. И будут, как встарь, поэты Вести сердца к высоте, Как ангел водит кометы К неведомой им мечте.
Конечно, такая открыто пропагандируемая позиция Николая Степановича Гумилева не могла понравиться советской власти. Это был вызов диктатуре пролетариата. В 1921 году его обвинили в антисоветском заговоре и расстреляли.
Краевед Андрей Гаврилов в своей книге «Мой Гумилев» собрал все, что сегодня известно о рязанской родословной поэта. «Происхождение фамилии, — пишет исследователь, — связано с семинарией. Будущим священникам давали “благозвучные” латинские взамен — “неблагозвучных” русских. Так, латинское humilis значит скромный. Хотя в “Словаре русских фамилий” переводят как “низкорослый”.
Рязанский священник Прокопий Гумилев (1720-?) упоминается в исторических документах 18-го века, его единственный сын Григорий Прокопьевич Гумилев (1745-1820) нес службу в Христорождественской церкви села Желудево. У него было двое детей: Феодор и Матрена. В той же Желудевской церкви служил дьяконом Федот Панов, у которого был сын Яков. Яков и Матрена полюбили друг друга, и Григорий Гумилев не стал препятствовать их счастью, только поставил, условие, что после венчания Яков примет фамилию жены. Так дед поэта стал носить фамилию Гумилев, а не Панов.
Загадочная усадьба Если доказательств того, что Николай Гумилев бывал на родине предков в Желудево, не существует, то свидетельств того, что каждое лето он проводил под Рязанью, немало.
Вскоре после рождения сыновей Степан Яковлевич приобрел усадьбу “Березки” в Рязанской губернии, где семья проводила каждое лето, и это вторая ниточка, связывающая великого поэта и Рязанскую землю. Долгое время ее местоположение было главной загадкой в рязанской биографии Гумилева. Некоторые краеведы указывали на село Березово неподалеку от Желудево, однако не так давно в Сети было опубликовано 2 документа, в которых есть точный адрес той самой усадьбы! В 1906 году в письме Брюсову Николай Гумилев пишет:
“Многоуважаемый Валерий Яковлевич! Я хотел бы знать точно, застану ли Вас я Москве. Я теперь в деревне и чувствую себя довольно скверно. Но числа 19-го все же надеюсь выехать. На случай если Вы захотите мне ответить прилагаю адрес: Москва-Казанская ж.д., станция Вышгород, усадьба “Березки”. Мне”.
В сегодняшнем Вышгороде о живших здесь Гумилевых ничего не помнят. Лодыжка, Выдерга, Юшкин закоулок — названия улиц красноречиво свидетельствуют о древности села. От былых времен сохранился вокзал — полуразрушенное здание, помнящее Николая Гумилева.
Подробных описаний “Березки” не сохранилось. Высокие холмы, речка по соседству и мельница — вот немногочисленные детали — гумилевского быта. Владимир Кондрашов с улицы Лодыжка сообщает, что старинная мельница здесь действительно была! Мало того, рядом с мельницей был и кирпичный завод. А ведь биографы поэта рассказывают, как юный Коля Гумилев летом на каникулах вел агитацию среди рабочих кирпичного завода и мельницы: «А так как с детства воспитывал в себе необходимость учить, воспитывать, поражать, вести за собой, сплачивать вокруг себя единомышленников, словом, лидерствовать, то и с рабочими-мельниками это удалось.
Естественно, это вызвало серьезные неприятности со стороны губернских властей, и гимназисту даже пришлось покинуть “Березки”. Впрочем, согласно воспоминаниям, Николай Степанович приезжал сюда вплоть до 1907 года.
Последнее “прости”
Николая Гумилева называют последним рыцарем Серебряного века. В 1921 году его расстреляли по обвинению в антисоветском заговоре. Это дело раскручивали по принципу “сетевого маркетинга”: каждый следующий давал показания на своих друзей или знакомых. На Гумилеве цепочка прервалась... После расстрела его имя было предано забвению, все упоминания о нем старательно стирались из истории. Между тем его смерть была не менее яркой, чем жизнь. Он и погиб как рыцарь! Чекисты были поражены: “Да этот ваш Гумилев... Нам, большевикам, смешно. Но, знаете, шикарно умер. Улыбался, докурил папиросу... Фанфаронство, конечно. Но даже на ребят из особого отдела произвел впечатление”.
На стене камеры осталась надпись: “Господи, прости мои прегрешения, иду в последний путь. Н. Гумилев”.
Вместо заключения Пару лет назад экспедиции Шиловского краеведческого музея удалось разыскать в Вышгороде те самые “Березки”. Мало того, сегодня в музее хранится скамейка из усадьбы, которую передала местная жительница (ее мама работала в усадьбе). |